Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется и как самостоятельная форма работы с детьми, и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д. Воспитательный процесс в МБДОУ Колодезянский детский сад организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем её составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ Колодезянский детский сад является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Для МБДОУ Колодезянский детский сад важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. Цель и задачи воспитания Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ Колодезянский детский сад – личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач: • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Содержание программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содействовать «...должно взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями». Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: - социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБДОУ Колодезянский детский сад. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль 1. «Непосредственно образовательная деятельность» В нашем ДОО процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и непрерывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Тем не менее, в детском саду усилена воспитательная составляющая НОД, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность. В содержание НОД включается материал, который отражает духовно - нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Цель деятельности педагога - создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей. Задачи: Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (Социально-коммуникативное развитие); Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу (Социально-коммуникативное развитие); Развивать коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты (Социально -коммуникативное развитие); Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям (Социально-коммуникативное развитие); Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье (Социально-коммуникативное развитие); Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность (Социально-коммуникативное развитие); Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества (Социальнокоммуникативное развитие); Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям (Социальнокоммуникативное развитие); Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края (Познавательное развитие); Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей (Познавательное развитие); Формировать положительное и бережное отношение к природе (Познавательное развитие); Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций (Познавательное развитие); Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества (Познавательное развитие); Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы (Речевое развитие); Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения (Речевое развитие); Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность (Речевое развитие); Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений (Речевое развитие); Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений (Речевое развитие); Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей (Художественно-эстетическое развитие); Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства (Художественно-эстетическое развитие); Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы (Художественно-эстетическое развитие); Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру (Художественно-эстетическое развитие); Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности (Художественно-эстетическое развитие); Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений (Художественно-эстетическое развитие); Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни (Физическое развитие); Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически (Физическое развитие); Воспитывать культуру еды (Физическое развитие); Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам (Физическое развитие); - Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях (Физическое развитие). В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, формируются их личные нормы и правила. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир и т.д. Модуль 2. «Традиции детского сада» Традиции являются основной воспитательной работы в ДОО. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, государственным праздникам, общим делам, совместному творчеству. В тоже время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Цель проведения традиционных мероприятий - организация в ДОО единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых. Задачи: Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик/девочка, старший/младший, член коллектива, житель своего поселка, своего города, гражданин своей страны. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Традиционным для ДОО является проведение: на уровне региона: социальных и экологических акций «Покормим птиц зимой», «Читаем детям о войне», «Сдай макулатуру - спаси дерево»; на уровне ДОО: государственных праздников «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства», сезонных праздников «Праздник осени», «Новый год», «Весна - красна», тематических мероприятий «Неделя здоровья», «Неделя безопасности», «День именинника», «День открытых дверей», социальных и экологических акций «Окна Победы», «Расцветай, наш сад родной!». Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного взаимодействия в процессе традиционных мероприятий. Применяются различные игры: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры. Выставки творчества. По тематике многих мероприятий в ДОО проводятся выставки декоративно-прикладного искусства, выставки детско-родительского творчества. Традиционными в МБДОУ Колодезянский детский сад стали выставки «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Мы правнуки твои, Победа!». Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители, воспитанники детского сада. В ходе акций дошкольники получают экологические знания, умения и навыки, формируется их активная жизненная позиция. Конкурсы и викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде развлечений, театральных постановок. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту. Модуль 3. «Ранняя профориентация» Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С помощью ранней профориентации у дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии. Цель - создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественноэстетическая. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду. Чтение литературы. В ДОО сформирована «библиотека профессий», где собраны разнообразные произведения детской художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами, поговорками. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игрыквесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Модуль 4. «Взаимодействие с родителями»» Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример - все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Цель взаимодействия - объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе Задачи: Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста. Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка. Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИКТ. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. 4. Педагогический тренинг. В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют самооценке родителей по поводу проведённой деятельности. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Регулярно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. Модуль 5. Праздники Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается. МБДОУ Колодезянский детский сад организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ Колодезянский детский сад. Модуль 6. Экологическое воспитание Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в МБДОУ Колодезянский детский сад является экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры воспитанников, приобщение детей к решению экологических проблем современности. В рамках модуля проводится организация эколого-просветительской, общественно-полезной и природоохранной деятельности воспитанников детского сада в соответствии с их возрастными особенностями развития. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей познавательного интереса к природе, бережного, эмоционально-ценностного отношения к природе и окружающему миру, ценностное отношение к окружающей среде. Экологическое воспитание предусматривает решение следующих задач: - отбор и внедрение эффективных форм реализации мероприятий, направленных на экологическое воспитание обучающихся дошкольного возраста; - организация системы мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения дошкольников к окружающей среде, воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к растениям, животным и другим природным объектам; - создание условий для реализации мероприятий, направленных на формирование у дошкольников познавательного интереса к вопросам экологии, представления о значении природы в жизни человека. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Специально подготовленные занятия: - тематические занятия по экологической тематике; - экскурсии; - экологические праздники. 2. Совместная деятельность воспитанников и воспитателей: - беседы воспитателей с детьми о природе, животных, растениях; - познавательные игры и викторины; - рисование и конструирование; - наблюдение за объектами живой природы и природными явлениями; - ответы на вопросы детей; -подготовка к экологическим праздникам. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБДОУ Колодезянский детский сад воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ Колодезянский детский сад, являются: • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ Колодезянский детский сад воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с заведующим, с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ Колодезянский детский сад Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБДОУ Колодезянский детский сад совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ Колодезянский детский сад. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: • качеством проводимых общесадовских мероприятий; • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; • качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов; • качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ Колодезянский детский сад является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Сентябрь Название мероприятия Направление деятельности Традиции детского сада Г руппы Все группы Тематическое мероприятие «Неделя здоровья» «Неделя ОБЖ» (в рамках всероссийского открытого урока по ОБЖ) «Осенний праздник» НОД Воспитатели Воспитатели Все группы. Все группы Все группы Разработка педагогами конспектов, направленных на воспитание дошкольников и проведение НОД в соответствии с календарнотематическим планированием ДОО. Ранняя профориентация Праздники Экологическое воспитание Ответственные Фотовыставки «Как я провел лето» День знаний Все группы Воспитатели Воспитатели Воспитатели СтаршеВоспитатели старшеподготовительная группа подготовительной группы СтаршеВоспитатели старшеподготовительная группа подготовительной группы Всемирный день журавля Октябрь Направление деятельности Традиции детского сада Проведен Название мероприятия Ответственные Все группы Проведение серии образовательных мероприятий по формированию у детей эмоционально-ценностных представлений о своей семье, родном доме, своей малой Родине НОД Воспитатели Все группы Разработка педагогами конспектов, направленных на воспитание дошкольников и проведение НОД в соответствии с календарнотематическим планированием ДОО. Ранняя профориентация Праздники Г руппы Фотовыставки «Профессии наших родителей» Осенний праздник Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Экологическое воспитание Все группы Воспитатели Всемирный день защиты животных Ноябрь Направление деятельности Традиции детского сада НОД Ранняя профориентация Праздники Название мероприятия Г руппы Общественно-политический праздник «День народного единства». «Осенины» - день именинника для детей, рожденных осенью Все группы Выставка творческих работ ко Дню Матери «Вместе с мамой мастерим». Все группы Все группы Все группы Разработка педагогами конспектов, направленных на воспитание дошкольников и проведение НОД в соответствии с календарнотематическим планированием ДОО. Экскурсии по детскому саду с целью Младше-средняя группа ознакомления профессий взрослых. Экскурсии по детскому саду с целью Старшеподготовительная ознакомления профессий взрослых. Все группы Ответственные Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Заведующий , Воспитатели Заведующий , Воспитатели Когда едины – мы непобедимы День матери Работа с родителями Конкурс поделок и рисунков «Мое любимое животное» Экологическое воспитание Синичкин день Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Название мероприятия Г руппы Ответственные «День Героев Отечества» - тематическое мероприятие. Праздника «Новый год». Разработка педагогами конспектов, направленных на воспитание дошкольников и проведение НОД в соответствии с календарнотематическим планированием ДОО. Создание музейной экспозиции «Музей Деда Мороза» Все группы Смотр-конкурс «Дидактические ознакомлению с профессиями». Декабрь Направление деятельности Традиции детского сада НОД Ранняя профориентация игры по Все группы Все группы Воспитатели Воспитатели Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Праздники Все группы «Новогодняя сказка». Экологическое воспитание Всероссийская акция «Покормите птиц зимой!» Работа с родителями Совместное изготовление в «Мастерской» атрибутов и костюмов для новогоднего праздника. Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Г руппы Ответственные Родительское собрание «Безопасность детей во время зимних каникул» Январь Направление деятельности Традиции детского сада НОД Ранняя профориентация Праздники Экологическое воспитание Название мероприятия Все группы Акция «Осторожно – зимняя дорога» Все группы Комплекс досуговых мероприятий «Зимние забавы». Все группы Проведение серии образовательных мероприятий по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим людям. СтаршеИзготовление атрибутов к играм, лэпбуков, элементов костюмов в «Мастерской подготовительная профессий». Все группы Конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая». Все группы Смотр-конкурс «Лучший уголок по изобразительной деятельности» Все группы Конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята – Дошколята» Работа с родителями Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Все группы Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Заведующая, воспитатели Февраль Направление деятельности Традиции детского сада Название мероприятия Творческие мастерские «Подарок папе». Военно-спортивная игра «Зарница», посвященная «Дню защитника Отечества». Фотовыставка «Наши папы удалые». НОД Проведение серии образовательных мероприятий по ознакомлению с героической историей и государственными символами России. Г руппы Все группы Ответственные Воспитатели Старшеподготовит. Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Ранняя профориентация Праздники Все группы Открытые мероприятия по организации профориентационных игр (сюжетноролевых, настольных, дидактических, подвижных, игр-квестов, игр- драматизаций). День защитника Отечества Работа с родителями Смотр-конкурс фотографий экологической акции «Покормите зимой». об птиц Воспитатели Все группы Все группы Заведующий, Воспитатели Воспитатели Март Название мероприятия Г руппы Творческие мастерские «Подарки для мамочек и бабушек» Все группы Все группы Воспитатели НОД Проведение серии образовательных мероприятий по формированию бережного отношения к окружающему природному миру. Ранняя профориентация «Мы выбираем спорт!» (ознакомление дошкольников с профессиями, связанными со спортом, пропаганда ЗОЖ) . Все группы Воспитатели Беседа «ЗОЖ в детском саду и дома». Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Г руппы Ответственные Все группы Воспитатели Направление деятельности Традиции детского сада Ответственные Воспитатели Работа с родителями Праздники Проведен Экологическое воспитание Междуна Проведение праздника «8 Марта». Международный день леса Апрель Направление деятельности Традиции детского сада Название мероприятия Социальная акция «Окна Победы». Социальная акция «Открытка для ветерана». Старшеподготовительная группа НОД Ранняя профориентация Праздники Проведение серии образовательных мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников. Фотовыставка «Кем быть?». Презентация на тему «Эти далекие звезды» Все группы Воспитатели Все дошкольные группы Все группы Воспитатели Воспитатели Все группы Воспитатели Все группы Воспитатели Работа с родителями Конкурс родительских уголков по теме «Воспитание в семье». Экологическое Международный день птиц воспитание Всемирный день здоровья Международный день Земли Май Направление деятельности Традиции детского сада НОД Ранняя профориентация Праздники Название мероприятия Г руппы Старшеподготовительная Старшая, группа мероприятий подготовит. характера, Ответственные Выставка детских рисунков «День Победы». Воспитатели Проведение образовательных нравственно-патриотического посвященных Дню Победы. Презентация лэпбука «В мире профессий». Воспитатели Праздник «День Победы» Все группы Все группы Воспитатели Социальная акция «Бессмертный полк». Экологическое воспитание Все группы Всемирный день Солнца Раб Работа с родителями Родительское собрание «Летние каникулы – проведем без потерь» Открытое занятие «Чему мы научились Все группы Воспитатели Воспитатели Воспитатели